Главная Интернет-журнал

Интернет-журнал "КАЛИНОВ МОСТ"

Ни то ни се

Однажды, беседуя с учениками о Страшном Суде, Христос сказал: будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется (Мф. 24, 40–41). Обращает на себя внимание сам образ выражения Спасителя — оказывается, люди с очень сходным родом деятельности, с одинаковым образом жизни могут получить в глазах Божиих совершенно разную оценку. Согласно толкованиям на данный стих древних святых отцов, разделение произойдет по схеме «верующий-неверующий, праведный-неправедный». Однако у святителя Феофана Затворника есть мысль, позволяющая взглянуть на евангельские строки немного с другой стороны. В книге «Что есть духовная жизнь» святитель рассуждает, что у каждого человека имеется тело жизни, душа жизни и дух жизни.

 

Поминовение усопших: любовь или страх?

К сожалению, языческий культ предков, ужасно примитивный по сравнению с христианским учением о смерти и воскресении, оказался очень живучим. В нашей современной жизни «культ предков» в его языческой форме до сих пор играет значительную роль. Давайте честно скажем, что порой все, что связано с покойниками вызывает у нас страх. Достаточно хоть раз побывать на поминках и трезво взглянуть на все ритуалы и обряды, которые связаны с похоронами. Все эти ритуалы также связаны с «задабриванием» души усопшего. Обязательно надо на поминальной трапезе оставить водку и хлеб, чтобы покойник был сытым и не разгневался. Хотя по православному учению, душа бестелесна и ей не нужно питаться. Обязательно  надо занавесить зеркала чтоб не отвлекаться на свое отражение и не злить покойного.

 

Архимандрит Андрей (Конанос): Достичь благого эгоизма

"Господи, дай мне силу перенести утомления сего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи молиться и любить всех нелицемерно. Аминь".
Все, о чем было сказано выше, имеет одну цель: любовь. Итак, помоги мне, Господи, в молитве, терпении. Помоги прощать и любить. Пусть каждый день приближает меня к людям и Божественной любви. Если я научусь любить, то стану совсем другим человеком. Если любишь, то прощаешь и забываешь зло, которое тебе причинили. Если любишь, то надеешься и оправдываешь поступки других. Не ругаешься, когда кто-то занял твое место или обогнал тебя на дороге. Ведь у всех – свои переживания и проблемы.
Но для того, чтобы полюбить других, сначала нужно почувствовать, что тебя самого очень любит Бог. И это чувство, что ты любим, смягчит твое сердце.

 

Кагор – для стола или для Престола?

А может, и вправду? Ну её, эту «антисанитарию»! Ведь для чего-то в некоторых храмах и монастырях продаётся кагор? Купил – и домой, «причаститься» индивидуально или с друзьями в приятных интеллигентных условиях. Ни толкаться в храме, ни ждать два часа, ни эти мучительные исповеди со священником. «Всё чинно, благородно…» Всё бы хорошо, но «есть же какие-то вещи», как говорил один честный герой российского сериала. А именно, есть церковные каноны и правила. И если мы приняли святое Крещение, то они не только для «невежественных средневековых крестьян», они и для нас, живущих в эпоху Гагарина, айфонов и Хиросимы, тоже обязательны. И на главное православное богослужение – Литургию – мы собираемся в храмы не когда душа позовёт попить сладкого вина с хлебушком, а для заповеданной каждому из нас молитвы.

 

В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны. Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири.

 

Добродетель: мужество на войне со своими грехами

Слово «добродетель» сегодня непопулярно. И дело не только в том, что оно выглядит старомодно, почти как «ланиты» или «лепота». Также, кстати, как и слово «грех». У этой старомодности должны быть исходные причины, не имеющие прямого отношения к лингвистике. Дело наверно в том, что, во-первых, современный человек считает себя самостоятельной личностью, и поэтому не любит, когда ему читают мораль или проповедь. В этом он видит покушение на свою индивидуальность и зрелость. Очень вероятно, что упоминание о добродетели в разговоре или статье будет сочтено признаком того, что его, читателя или слушателя, считают за ребенка и хотят чему-нибудь поучить. Действительно, поза проповедника-моралиста, поучающего других, духовно опасна прежде всего для него же самого...

 

Признаки духовного преуспевания

Один из признаков того, что ты преуспел в духовной жизни, – это не прилепляться так сильно к тому, что происходит вокруг. Хотя твой дом и очень беден, но на сердце у тебя может быть очень радостно, с женой и детьми. Это преуспеяние. И ты уже не впадаешь в депрессию оттого, что у тебя испортилась прическа! Это признаки начинающего. Для находящегося в начале пути всё бывает виновато. Но это не так для того, кто провел годы рядом со Христом. Ему никто не виноват, он всегда найдет для себя умиротворение, и всё вокруг кажется ему хорошим. Поэтому и в ситуации нынешнего кризиса многие люди, привязавшиеся к внешним вещам, теперь страдают. Кто до кризиса был счастлив, те счастливы и теперь, потому что они никогда не были привязаны к тому, что им пить – кока-колу или воду: «Да ладно, попью водички. И не буду покупать себе новую одежду...».

 

«Другим хуже, чем тебе»: как не надо соболезновать

«Не плачь, все пройдет», «не плачь, покойника замочишь», «нельзя плакать, гневишь Бога», «нейтрализуешь молитву слезами».
Неправильная установка горюющему, которая не дает отреагировать эмоциями, а понуждает их спрятать. Формирует для горюющих образ Бога как наказывающего и жестокого. Самоизоляция горюющего (не желая расстраивать) приводит к негативным последствиям, непониманию, отсутствию поддержки и сочувствия. Отсутствие проявлений чувств и эмоций крайне тяжело может сказаться на психоэмоциональном, соматическом и духовном состоянии горюющего, а также на течении кризиса. Обычно запрет на горе происходит из-за «сочувствующих», которых травмируют эмоции и переживания горюющего. Невозможно утешить погорельца тем, что у него дом сгорел...

 

Да любите друг друга

Мы уже говорили, в основе любой добродетели лежит естественная потребность. Каждый хочет любить и быть любимым. Кстати, это может быть основой любой беседы с детьми, подростками, молодежью. Старец Паисий так и рассказывает, что он легко договаривался с панками, с «оторванными» молодыми людьми. Он их спрашивал: а ты хочешь быть любимым? Иоанн Златоуст говорит: «Любовь есть основание всякой добродетели». И высшая добродетель. «Любовь есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог? Тот слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской», – пишет Иоанн Лествичник. Действительно, дать определение любви очень сложно. Как же определить, что такое Бог? Есть апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие; через отрицания мы можем с вами приблизиться к тому, что такое любовь.

 

Бегай зла богомерзкого ростовщичества. Из нравственных поучении Максима Грека

Бегай зла богомерзкого ростовщичества, за которым следует страшное преступление заповеди Божией и правды Его; дерзостное же прекословие, и злодеяние, и лесть постоянно обходят городские стены, ради чего языки потопляемы бывают (Пс.54:10.), будучи свыше посекаемы божественным мечом. Бегай зла лихоимства, делающего антихристом, то есть противником евангельским заповедям, всякого, утешающегося им. Ибо Христос Господь, как написано, пришел разрешить души убогих, связанных неправедными лихвами (Пс.71:14; Лк. 4:18.); ростовщик же, беснуясь неистовством златолюбия, опять связывает их процентными оковами. Бегай ростовщического зла, претворяющего своего последователя в неверного и служителя богомерзких идолов (Еф. 5:5.). Если же лихоимство есть полное служение идолам, то всеми силами избегай этой злобы.

 

Евангельское учение о браке

В Евангелии Господь возводит учение о браке на новую максимально доступную для человека высоту. Когда фарисеи подходят к Господу и, искушая Его, спрашивают: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3), – Он отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф. 19:8).
Брак был дан как школа любви, а жестокосердие свидетельствует о том, что брак извращен: супруги стали совершенствоваться не в любви, а во зле. Однако Спаситель указывает, что есть только одна причина, по которой допустим развод, – это вина прелюбодеяния. Толкователи поясняют, что в данном случае развод является лишь констатацией того, что брак уже разрушен.

 
Другие статьи...