Главная Интернет-журнал

Интернет-журнал "КАЛИНОВ МОСТ"

Стеснение собственного «Я»

Жития святых мы читаем не для того, чтобы полностью подражать их примеру, — невозможно воплотить в нашей жизни то, о чем мы читаем. Мы не можем, к примеру, подражать святому Алипию Столпнику, прожившему на столпе 53 года, когда у нас не хватает мужества простоять в церкви и одного часа. Однако, читая его житие, мы говорим: «Боже! Какая благодать была дарована этому человеку! Какая выдержка, какое терпение, какое горение! Какой любовью должна была пламенеть его душа!» И тогда мы обращаемся с молитвой ко святому: Святый угодниче Божий, моли Бога о нас, а также молимся Господу: Господи Иисусе Христе, помилуй нас. И молитва эта идет с необыкновенной легкостью благодаря такому великому примеру — благодатному человеку, стяжавшему Христа.

 

Быть замужем или не быть? — вот в чём вопрос

Вспомним, что на жаргоне молодых девиц такие мужчины называются «папиками». Как правило, папик должен иметь неплохой денежный доход, чтобы делать богатые подарки. Какой совет?.. Страсти, о которых мы упоминали, проявляются в каждом возрасте по-своему. Когда мужчине за пятьдесят, ему не хочется осознавать, что годы берут своё. Вот уже и растительность на голове оскудела, а ему всё ещё не дают покоя «подвиги» донжуана. Но результат всё же один: попытка утолить своё тщеславие, как правило, заканчивается тем, что человека используют в корыстных целях, а потом безжалостно бросают. Любой священник с такими историями, наверное, хорошо знаком. Я обычно задаю вопрос: "Ну, представь… Сейчас ты бросишь свою престарелую жену, которая тебе ровесница, женишься на молодой..."

 

Земля на пороге и нож в дверном косяке

В случаях бесовского воздействия на человека, описанных в Библии, четко видно, что Господь попускает такое воздействие с вполне определенной целью: показать, насколько Бог могущественнее любых подобных проявлений. Есть и другая сторона вопроса: любым непонятным явлениям человек стремится находить мистические причины. В медицине есть такое явление – сонный паралич. В храмы часто приходят люди и рассказывают, как на них нападают бесы, душат их во сне – недавно ко мне обращалась такая девушка. Я ей объяснил медицинскую сторону этого явления, и она явно была разочарована, что там не было ничего мистического. Это явление объяснимо с точки зрения физиологии мозга. Бывает, человек просыпается, и не может пошевелить ни рукой, ни ногой, не может вдохнуть воздух полной грудью, не может ничего сказать...

 

Главное, о чем напоминает Церковь

Смерть может быть приношением Господу, а может быть бессмыслицей. Так говорит нам Священное Писание. Например, незадолго до своей кончины апостол Павел написал: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим.4,6). Греческое выражение, переведенное как «я уже становлюсь жертвою», буквально означает «я уже возливаюсь». Здесь используется греческий глагол, обозначающий возлияние жертвенной крови на жертвенник. Получается, что апостол осмысляет свою приближающуюся смерть как жертвоприношение. Комментируя данное место, блаженный Августин пишет: «Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание».

 

На пересечении двух дорог, Или как поверить в Бога

Есть какая-то тайна в неодинаковости восприятия христианства очень похожими, как кажется, людьми. Вот два брата, от одних и тех же родителей, воспитанные в одинаковых условиях – но один верит, другой нет. Вот муж и жена, прожившие много лет душа в душу – но она на склоне дней уверовала, а он нет. Вот несколько бывших одноклассников, учившихся, скажем, в Костроме – им никто не дал религиозного воспитания, но один почему-то вырос православным, другой буддистом, а третий все так же не верит ни во что. Почему? Не знаю. Тайна человеческой души. Причем тот, кто не верит ни во что, бывает нравственно выше и первого и второго. Как такое может быть? Тоже не знаю. Но так случается. А иногда кто-то слышит, кажется, призыв Божий, но понимает очень по-своему.

 

Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством

«Всякую вещь красит мера», – говорит святой Исаак Сирин. Как и многие другие грехи и страсти, беспокойство происходит от вполне естественных человеческих свойств, просто доведенных самим человеком до гипертрофированного излишества и перерожденных в некое греховное состояние. Любой человек в той или иной степени переживает все случающееся с ним. Мы испытываем страх, тревогу, волнение. Все эти свойства заложены в нас от Бога. Они для нас являются сигналами, предупреждающими об опасности или побуждающими к каким-то активным действиям. Они не только помогают нам самим, но и заставляют быть неравнодушными к чужой беде, прийти на помощь другим людям. Мы переживаем за ближних, волнуемся, и это есть также тревожный звоночек, зовущий нас к действию.

 

Умыть руки: зачем мне молитвенные правила?

Молитвенные правила сегодня стали для современников серьёзным испытанием на пути веры. Есть суждение, что это обременительный обряд, который отбивает охоту молиться. А может и вправду? Давайте разберёмся: для чего нам нужен обряд? Для примера возьмём одно из самых важных церкви таинств — Причастие. Духовенство перед совершением Евхаристии облачается во все священнические одежды. И вот я, как священник — мою руки перед началом первого этапа — Проскомидии. Да не просто мою, а читаю специальную молитву на умовение, которая является важной частью 25-го псалма. В нём пророк Давид открывает нам глубинную суть (с историческим экскурсом) — настроиться на предстояние перед Богом, предстать перед Ним не только с чистыми руками, но и с чистой душой. Это молитва и мытьё рук — обрядовая сторона предстоящего таинства.

 

Почему у «правильных» родителей вырастают «неправильные» дети

Я хорошо знаю другое – детей нужно любить. Нужно помнить, что детство – очень короткий и очень важный период в жизни человека. И оно должно быть детством. С любовью и лаской, с восторгами и похвалами, с играми, игрушками, проказами и шалостями. Нельзя дать ребёнку полезное, не желая делать приятное. Если чаду нужен новый свитер, его нельзя дарить на день рождения вместо долгожданной игрушки. Да, игрушка нужна лишь для забавы, а свитер – вещь полезная. Но для «полезностей» у ребёнка будут десятилетия взрослой жизни, а детство как раз для забав. Нельзя отчитывать маленького непоседу за шумное поведение в храме – он на то и ребёнок, чтобы вертеться, бегать и во все дыры нос совать. Достаточно прийти с ним в церковь ближе к моменту причащения, чтобы он не успел заскучать и не искал, чем бы отвлечься.

 

На Афоне обнаружили тело подвижника, которого не коснулось тление

На Святой Горе Афон произошло чудо – тело усопшего насельника, по прошествии полутора месяцев с момента кончины, обнаружено без признаков тления и не источает неприятный запах.
Об этом сообщает «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон».
Скончавшийся насельник обители отец Стефан в течение сорока лет подвизался в скиту «Кавсокаливия».
Отец Стефан вел аскетическую жизнь. Он не имел в своей келье не только кровати, но и одеяла, спал на голых досках и скудно питался.
Подвижник почил на 75-м году жизни и погребен как монах Великой Лавры, к которой приписан Кавсокаливский скит.

 

Митрополит Антоний – о проблемах уходящего года и планах УПЦ на 2017-й

В 2016 году Церковь столкнулась с рядом серьезных проблем: это и продолжающиеся захваты наших храмов, и волна поджогов и ограблений наших церквей в различных регионах страны, и трудности, связанные с регистрацией Министерством культуры уставов наших новых епархий и монастырей. К сожалению, вышеперечисленные проблемы создали трудности не только для нашей УПЦ. Так, по причине затягивания процесса регистрации миссии Синодального отдела по социально-гуманитарным вопросам, несколько международных организаций не смогли своевременно предоставить гуманитарную помощь Украине. И в результате Церковь потеряла возможность оказать более масштабную помощь тем, кто в ней нуждался. А это – тысячи переселенцев и иных людей, пострадавших от боевых действий на востоке.

 

Можно ли отменить страдание?

Достаточно долго страдания воспринимались в христианской традиции как дар, принятие которого «как необходимого условия для приближения ко Христу не подвергалось сомнению ни на Востоке, ни на Западе». Протоиерей Павел напомнил, что ещё в XVII веке Блез Паскаль воспринимал горе как добровольную жертву человека: «Человеку не зазорно отдаться во власть горя, но зазорно отдаться во власть наслаждения. Горе вовсе не пытается нас соблазнить, не вводит в искушение, это мы сами по собственной воле склоняемся перед ним, признаем его власть и значит, остаемся хозяевами положения, мы покорны себе, и только себе, меж тем как, наслаждаясь, становимся рабами наслаждения. Умение распоряжаться, владеть собой всегда возвеличивает человека, рабство всегда покрывает его позором».

 
Другие статьи...