Главная Интернет-журнал

Интернет-журнал "КАЛИНОВ МОСТ"

«Другим хуже, чем тебе»: как не надо соболезновать

«Не плачь, все пройдет», «не плачь, покойника замочишь», «нельзя плакать, гневишь Бога», «нейтрализуешь молитву слезами».
Неправильная установка горюющему, которая не дает отреагировать эмоциями, а понуждает их спрятать. Формирует для горюющих образ Бога как наказывающего и жестокого. Самоизоляция горюющего (не желая расстраивать) приводит к негативным последствиям, непониманию, отсутствию поддержки и сочувствия. Отсутствие проявлений чувств и эмоций крайне тяжело может сказаться на психоэмоциональном, соматическом и духовном состоянии горюющего, а также на течении кризиса. Обычно запрет на горе происходит из-за «сочувствующих», которых травмируют эмоции и переживания горюющего. Невозможно утешить погорельца тем, что у него дом сгорел...

 

Да любите друг друга

Мы уже говорили, в основе любой добродетели лежит естественная потребность. Каждый хочет любить и быть любимым. Кстати, это может быть основой любой беседы с детьми, подростками, молодежью. Старец Паисий так и рассказывает, что он легко договаривался с панками, с «оторванными» молодыми людьми. Он их спрашивал: а ты хочешь быть любимым? Иоанн Златоуст говорит: «Любовь есть основание всякой добродетели». И высшая добродетель. «Любовь есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог? Тот слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской», – пишет Иоанн Лествичник. Действительно, дать определение любви очень сложно. Как же определить, что такое Бог? Есть апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие; через отрицания мы можем с вами приблизиться к тому, что такое любовь.

 

Бегай зла богомерзкого ростовщичества. Из нравственных поучении Максима Грека

Бегай зла богомерзкого ростовщичества, за которым следует страшное преступление заповеди Божией и правды Его; дерзостное же прекословие, и злодеяние, и лесть постоянно обходят городские стены, ради чего языки потопляемы бывают (Пс.54:10.), будучи свыше посекаемы божественным мечом. Бегай зла лихоимства, делающего антихристом, то есть противником евангельским заповедям, всякого, утешающегося им. Ибо Христос Господь, как написано, пришел разрешить души убогих, связанных неправедными лихвами (Пс.71:14; Лк. 4:18.); ростовщик же, беснуясь неистовством златолюбия, опять связывает их процентными оковами. Бегай ростовщического зла, претворяющего своего последователя в неверного и служителя богомерзких идолов (Еф. 5:5.). Если же лихоимство есть полное служение идолам, то всеми силами избегай этой злобы.

 

Евангельское учение о браке

В Евангелии Господь возводит учение о браке на новую максимально доступную для человека высоту. Когда фарисеи подходят к Господу и, искушая Его, спрашивают: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3), – Он отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф. 19:8).
Брак был дан как школа любви, а жестокосердие свидетельствует о том, что брак извращен: супруги стали совершенствоваться не в любви, а во зле. Однако Спаситель указывает, что есть только одна причина, по которой допустим развод, – это вина прелюбодеяния. Толкователи поясняют, что в данном случае развод является лишь констатацией того, что брак уже разрушен.

 

Почему не стоит сомневаться в Церкви?

Оказывается, что принцип «соборности» в Церкви Христовой действует совсем не так, как это происходит в обществе. В Церкви правильный путь – это не тот путь, который избрало большинство. Здесь верная позиция может быть даже непопулярной среди абсолютного большинства иерархов. Однако Церковь не следует голосу большинства, ею руководит нечто иное – дыхание Святого Духа, Который действует в ней. В истории Церкви мы видим много примеров того, как рационализм уступал место мистическому вдохновению и даже самая непопулярная, но верная позиция непостижимым образом становилась общецерковной. Этот факт трудно объяснить. Ошибаться могут священники, иерархи, даже соборы, но Церковь всегда удивительным образом не сходит с истинного пути – и мы не имеем права сомневаться в ней!

 

Человек призван быть любовью

Словом «любовь» люди обозначают и самое низкое, и самое высокое. Мерзкий грех блуда и прелюбодеяния называют любовью. То же самое слово используют для обозначения самых жертвенных поступков матери по отношению к ее детям, как и непостижимо возвышенные отношения человеческой души к Богу. Понятие «любовь», следовательно, не однозначно, чтобы все могли понимать одно и то же. Вот почему, когда мы говорим о христианской любви, приходится выяснять, какова она есть и к кому направлена. Когда один законник спросил у Господа Иисуса Христа, в чем состоит первая и самая высшая из всех заповедей, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя...» (Мф. 22: 37–40).

 

Опасные связи

Интернет — это интерактивная среда, поэтому он влияет на нас гораздо интенсивнее, чем книги, реклама, газеты, телевидение. Информация из этих источников тоже может и озадачить, и напугать ребенка. Но проблема в том, что, столкнувшись с чем-то непонятным именно в Интернете, ребенок, скорее всего, обратится за разъяснениями не к маме и папе, а опять же к Интернету — и, весьма вероятно, получит ответ из источника весьма сомнительного качества. К сожалению, дети и подростки склонны доверять информации такого рода безоговорочно и редко подвергают ее критическому анализу. В Интернете легко возникает не только доверие к сомнительным источникам информации, но и доверие к людям, о которых нам порой ничего не известно. И это неудивительно, ведь зачастую мы общаемся с нашими неизвестными собеседниками...

 

Почему читать сказки с планшета небезопасно

Сегодня мы все пользуемся планшетами, айфонами и айпадами как электронными книгами для себя и для детей. Конечно, легче взять с собой планшет, чем тащить кипу тяжелых книг. В планшете у вас есть доступ практически к любой книге и любому жанру литературы, который вам нужен. А мультимедийные технологии делают книгу весьма привлекательной для детей. Но есть и минусы – если нет сети или электричества, нет и доступа к книге.
Большинство книг на планшете имеют целью прежде всего развлечь ребенка. Ребенок старается найти и нажать на разные значки и сигналы, которые вставлены в рассказ, но тем самым теряет главную нить повествования. Когда ребенок читает книгу на электронном устройстве, он часто не может полностью погрузиться в историю, и у него не работает воображение.

 

Утешение плохими новостями

Какое-то время назад мне прислали сообщение об автокатастрофе, виной которой послужил нетрезвый священник. Он был уже отстранен от служения. Новость вызвала живой интерес в соцсетях и множество комментариев. Что же, священники – люди, много времени проводящие в дороге. Я знаю священника, который живет в Сергиевом Посаде, а служит в Москве – то есть постоянно ездит на своей машине в оба конца. Священникам часто приходится садиться за руль, чтобы навестить пожилых и немощных прихожан, поехать к кому то на дом, чтобы принять исповедь умирающего, посетить болящих в больнице или заключенных в тюрьме. Как и другие люди, которые много ездят – таксисты, например – священники находятся в группе риска по дорожно-транспортным происшествиям. Время от времени со скорбью приходится читать о гибели священников...

 

Антоний Великий об умных людях и умных душах

Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всячески. Тому и единственно тому поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни. Ибо неуместно врачей и тогда, как они дают нам врачевства горькие и неприятные, не благодарить за оздоровление тела, а к Богу из-за того, что кажется нам не радостным, оставаться не благодарными, не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам. В таком разумении, и в такой вере в Бога – спасение и покой души.
Умная душа, презирая вещественное стяжание и маловременную жизнь, избирает утешение небесное и жизнь вечную, которую и получит от Бога за доброе житие.

 

«Что делать, если ваш ребёнок попал в суицидальную группу?» — памятка для родителей от православных психологов (18+)

Первое, что должно насторожить родителей, – резкие изменения в поведении подростка, которые происходят вслед за изменением мышления и мировоззрения. Например, если ребенок всегда был активным, а в последнее время стал замыкаться в себе, сделался молчаливым. Или, наоборот, был задумчивым, а стал несвойственно многоречивым. Это не обязательно значит, что подросток вынашивает идеи суицида, но это повод обратить на него особенное внимание. Такие резкие изменения могут быть признаками развивающейся депрессии. Также обратите внимание: не происходит ли нарушение сна, питания, может, резко изменилась успеваемость в школе. Другими признаками нездорового общения в интернет-среде может стать большое количество времени, проводимое ребенком в социальных сетях...

 
Другие статьи...