Главная Интернет-журнал

Интернет-журнал "КАЛИНОВ МОСТ"

Тайные знаки детской жизни

Тайные знаки детской жизни

Сегодня даже далекие от педагогики люди понимают: с ребенком нужно общаться, понимать, слышать. Но как общаться и понимать, если ребенок едва-едва умеет говорить? Или всем темам разговора предпочитает разговоры про пиратов? Или чуть что — рыдает? Как поговорить серьезно, если серьезных тем ваш подросший ребенок привык избегать? Опытные педагоги учат: любое действие, слово или жест ребенка — информация к размышлению. Только как понять, что ребенок этим хотел сказать?

Я тебя боюсь!

Маленький ребенок боится родителей. Априори. Боится как высшего, не всегда понятного существа. Это надо принять, даже если вам это не очень приятно. Это вовсе не значит, что он вас не любит. Это лишь значит, что иногда, когда вам кажется, что вы сейчас проявляете заботу (например, читаете ему нотацию или просто решились на серьезный разговор), ребенку может быть попросту страшно. И тогда он, по сути, вашего разговора не слышит. Особенно если вы злитесь на него. Получается замкнутый круг: вы злитесь, ребенок от страха вас не слышит, от этого вы еще больше злитесь. Это состояние чрезвычайно непродуктивное и к тому же в запущенном виде приводит не только к неврозам, но и к серьезным психопатологиям. Как понять, что ребенок вас боится больше, чем стоило бы? Например, он начинает избегать вас. Причем как фактически, так и на образном уровне: прятать глаза, во время разговора старается отодвинуться подальше, избегает прикосновений, ничего о вас никому не рассказывает, не проводит свободное время с вами. Это касается в первую очередь доподросткового возраста, в с лучае с подростками все может быть гораздо сложнее, также в ситуации с подростками никогда нельзя исключать сознательного манипулирования.

 

Пропащие души (рассказ)

Пропащие души (рассказ)

БЫЛО ЛИ ЭТО, не было ль — Бог один знает. Жизнь пародоксальна, полна случайностей. В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Из любой, даже самой безвыходной ситуации, есть выход, если посмотреть на нее с верой и с долей здорового оптимизма.

Ксения РОМАНОВА


— Что вы сказали? — маг Абдурахманинов сидел в своем кресле, навалившись локтями на стол, и во все глаза глядел на клиента — светловолосого молодого человека в ослепительно белом костюме, с лицом мелового оттенка.

Человеку можно было дать около тридцати. Нервные движения пальцев, комкавших на коленях носовой платок, искусанные бескровные губы и в особенности большие беспокойные глаза, в которых светилось что-то уж очень несчастное, придавали ему вид замученный и в то же время несколько взвинченный.

— Пожалуйста, наведите на меня порчу, — срывающимся голосом повторил молодой человек.

 

Урок любви

Урок любви

Любовь к человеку, ближнему… Как много об этом написано! И как легко любить на расстоянии, по книжке. Но когда рядом в силу определенных обстоятельств оказывается человек, который больше всего на свете нуждается в любви, готовы ли мы дать ему то, чего он ждет?

Мне очень хотелось провести Страстную седмицу в монастыре. В городе достойно провести эту неделю не получалось: работа нервная, шумная, суетливая, молиться лень, в храм ходить некогда, просто посидеть в обществе с самим собой, подумать и то времени нет.

И тут всё сложилось: у меня в руках грабли и я ровняю землю на монастырских грядках. Кропотливо выискиваю ростки уже посаженных цветов и окучиваю их. Когда устанешь и выпрямишь ноющую от работы спину, перед глазами открывается чудеснейший вид на храм, внизу – часовенка над святым источником, который указала Сама Богородица, за часовенкой открывается прекрасный вид на озеро, окруженное живописным лесом. Светит солнце, поют птицы и радость переполняет душу. После душного офиса я просто мечтала о физической работе на свежем воздухе. Руки всё время заняты, но никто и ничто не мешает думать и молиться. Всё-таки слышит нас Господь и дает нам!

 

Молиться или вычитывать правило?

Молиться или вычитывать правило?

Молитва — неотлучная спутница души христианина. Если мы ее отогнали, если предпочли в какой-то момент обойтись без нее — значит, наши дела плохи. С молитвы начинается наш день и молитвой завершается. У большинства из нас дома есть молитвословы — разной толщины и разного, надо сказать, качества. Мы знаем утреннее и вечернее правила… Но знаем ли мы, как молиться? Умеем ли мы это делать? Молитва, молитвенное правило — тема нашей очередной беседы с игуменом Нектарием (Морозовым).

— Едва ли не любой из нас в свое время переболел авторской гордыней: не нужны мне чужие молитвы, я сам знаю, что Богу сказать…

— Да, c этим приходится сталкиваться нередко: люди, впервые приходящие в храм, спрашивают, зачем молиться «чужими словами, когда мне самому есть, что сказать Богу». В отличие от них, человек, уже имеющий опыт церковной жизни, не может не понимать слов апостола Павла, который говорит: мы не можем знать, о чем и как должно молиться, если Дух Святой нас этому не научит (см.: Рим. 8, 26–27). А насколько лично мы способны внимать урокам Святого Духа? Пятидесятники утверждают, что Дух учит каждого из них молиться безотносительно от духовного состояния, от степени духовной чистоты. Но мы-то с вами не пятидесятники, мы сознаем, насколько трудно очистить себя покаянием для того, чтобы ясно слышать голос Духа. А в молитвослове мы находим молитвы тех духовно преуспевших христиан, которые Его голос слышали. Слышали потому, что сами всю жизнь слушались Его. Это такие отцы и учителя Церкви, как преподобный Макарий Великий, Симеон Новый Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Петр Дамаскин.

 

Массовый отказ от прививок: обоснованная необходимость или виртуальная мода?

Массовый отказ от прививок:
обоснованная необходимость или виртуальная мода?

Сегодня материалы  многих сайтов и форумов в интернете посвящены негативному воздействию прививок на организм ребенка и возможным осложнениям. Аутизм, нарушения в иммунной системе, желтуха с отеком (вплоть до летального исхода), отек Квинке и другие сильные аллергические реакции (опасные для жизни новорожденного), сахарный диабет и еще много чего сулят молодым мамам виртуальные доктора и   испытавшие на своих детях негативное воздействие вакцинации родители

В последнее время в этой дискуссии появились и религиозные аргументы, так, от противников вакцинации нередко можно услышать слова о том, что поскольку жизнь человека в руках Божиих, то и прививки не нужны: если Бог попустит заболевание, то оно в любом случае произойдет, а если не будет Божией воли, то и вакцинация не нужна. Нередко можно услышать и такое: православные должны рожать детей дома и   отказываться от прививок – это более правильно, т.к. якобы позволяет избежать тоталитарного контроля над человеком.

 

Прививки: как взвесить риски?

Прививки: как взвесить риски?

;В конфликте «врач–пациент» прививки — один из самый ярких поводов для споров. «Делать прививки опасно, особенно новорожденным», — утверждают, не доверяя врачам, противники поголовной вакцинации — «от прививок больше вреда, чем пользы». Последние годы антипрививочное движение набирает силу и в церковной среде. Для того чтобы проверить или подтвердить опасения антипрививочников, мы обратились к специалистам.

После или вследствие?

По общему мнению борцов с прививками как в России, так и зарубежом, «иммунная система новорожденного ребенка слишком слаба, чтобы правильно ответить на иммунизацию». «Когда ребенку делают прививку, ему вводят вакцину, которая должна вызвать «микроболезнь», чтобы выработать иммунитет. «Но именно это и опасно? — утверждает Наталья Полякова, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог на пенсии и противник вакцинации. — Когда ребенок слаб или простужен, его никак нельзя прививать, потому что организм не готов к такой нагрузке. Каждый раз когда мне кто-то жалуется на здоровье, я предлагаю сопоставить календарь прививок и историю болезней. Оказывается, как только сделали прививку — ребенок заболел, только выздоровел, ему опять сделали прививку, и он опять болеет».

 

НЕ ОШИБИТЬСЯ ДВЕРЬЮ

Не ошибиться дверью

или Почему люди не уходят из Церкви

«А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса», — эти слова Владимира Высоцкого приходят мне на ум каждый раз, когда в православной периодике появляется очередная статья о причинах ухода людей из Церкви. Сразу поясню: я ни в коем случае не считаю, будто такой проблемы не существует и, следовательно, подобные публикации беспредметны и никому не нужны. Проблема существует, говорить о ней надо. Но сама постановка вопроса «почему люди уходят из Церкви?» является, на мой взгляд, ошибочной и малопродуктивной. Куда важнее сейчас выяснить совсем другое: зачем они туда приходили? Ведь даже ребенку понятно, что если человек откуда-то уходит, значит, ему там было плохо, значит, он не получил того, чего ожидал получить, и поэтому ушел искать лучшей доли в другом месте. Таким образом, любые варианты ответов на первый вопрос неизбежно сведутся к более-менее объективному набору внутрицерковных неправильностей и искажений, которые следует срочно устранить. И тогда люди перестанут, наконец, уходить из Церкви. Казалось бы, вот он — готовый рецепт! Но, увы, получить по нему лекарство мы не сможем ни в одной аптеке. Потому что, согласно христианскому вероучению, Церковь — богочеловеческий организм. И все искажения, перекосы и ошибки в церковной жизни являются прямым следствием несовершенства и греховности человеческой составляющей этого организма. Еще в IV веке преподобный Ефрем Сирин писал, что Церковь — это не только сообщество святых, но и толпа кающихся грешников.

 

Просто юмор-1

Просто юмор

— Папа, а, правда, что люди, когда умирают, становятся пылью?
— Ну да, так написано: «Прах ты, и в прах возвратишься»...
— Пап, пап, значит, у нас под кроватью кто-то умер!..
* * *
Раздался звонок. На стандартный вопрос «кто там?» из-за двери послышалось неясное наименование очередной организации последователей христианского учения. И более звонкий голос начал предварительную обработку:
— А вы Библию читали?
Открывая дверь, внутренне уже готовя «защиту», хозяин на автомате отвечает:
— Не-а, Библию мы не читали. Мы — евреи. Мы ее писали!

 

Как все…

 
Смирнова Татьяна Сергеевна, в 1969 закончила Строгановское училище. В этом же году познакомилась с о. Иоанном. С 1981 года – письмоводитель (записывала за батюшкой письма к духовным чадам). Затем, с 1990 и до самой кончины отца Иоанна (2006 год) – его келейница.

Татьяна Сергеевна, что входило в обязанности келейницы о. Иоанна?

Поначалу доступ в келию о. Иоанна для меня был закрыт, и я записывала за батюшкой ответы на письма его духовных чад в своей квартире в Печорах. Писем было очень много. Я должна была подойти к окончанию службы, батюшка давал мне письма и говорил, что кому нужно написать. Потом, когда я уже могла находиться в келлии, о. Иоанн диктовал мне ответы, а я записывала.

 

Бриллиантовые слёзы

Бриллиантовые слёзы

Появился на свет маленький человечек. Сначала новый мир испугал его, и он заплакал. Это были слезы страха. Потом он узнал родной голос мамы и успокоился. Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку.

Как-то ранним утром он стал разглядывать росинки на цветах, на травинках. Они светились, отражая солнечные лучи. Каждая росинка сама как бы превращалась в маленькое солнце. Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки. Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его слезки превратились в маленькие бриллиантики. Они изумительно переливались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их.

В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец. Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, крылышки у него еще не выросли. Мальчуган, еле-еле сам умея ходить, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда спустился с крыльца, то увидел облизывающегося черного кота, а рядом трепещущие пушинки. И опять несколько слезинок-бриллиантиков скатились из его глаз.

 

Двое, собранные во имя Его...

Двое, собранные во имя Его...

Проблема поиска духовника встает, наверное, рано или поздно перед каждым христианином. Автор этой статьи искала «своего» священника несколько лет — буквально методом проб и ошибок, который оказался очень болезненным,— и только теперь, как ей кажется, она приблизилась к подобным отношениям. Может быть, простой рассказ о том, как это происходило, красноречивей свидетельствовал бы о сложностях на этом пути, но автор постаралась сделать обобщения, написать о своих поисках, ошибках и выводах.

Отношения с духовником и похожи, и не похожи на другие отношения с людьми. Их невозможно определить одним словом, заключить в одно понятие — ученичество, уважение, сотрудничество, дружба, любовь. Все это может быть и в отношениях с духовником, но в них есть нечто совершенно уникальное: только духовнику человек может доверить самое сокровенное — свое общение с Богом. А значит, в конечном итоге — и всю свою жизнь. Такая мера доверия — очень страшная, но настоящие отношения с духовником должны раскрыться именно так.